ВОСТОЧНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Клуб восточного танца - встречаются единомышленники и становятся друзьями, где устраиваются вечера восточного танца, концерты и дискотеки.
Студия восточного танца - в главных значениях этого слова :
- Творческая организация /одновременно/ - выполняющая функции школы;
- Созданная для реализации определенных художественных задач;
- Объединяющая мастеров по признаку единства идейно-художественных принципов.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
А
Andalusian (андалусия) - испанский стиль восточного танца, вдохновленный мавританской культурой танец с размашистыми движениями и причудливыми позами. Обычно исполняется в тюрбане и платье бледных цветов с длинными рукавами.
Arghul (архул) - арабская раздвоенная флейта.
Asaya (асайя) – арабский термин обозначающий трость, изготовленную из бамбука. Используют ее как для танца Саиди, так и повседневно в жизни.
Aswan (асуан) - Южная (верхняя) часть Египта.
В
Bakhour (бахор) - природный ладан, изготовленный из смолы, имеет запах различных ингридиентов: сандалового дерева, Используется у арабов для запаха в парфюмерии, в табакокурении. В танцах используется на свадебной процессии - Zaffa или Zaar.
Beledi (беледи) - (в переводе в арабского ” Балад”- страна) - фольклорный египетский танец с использованием белой галабеи и повязанного черного платка, движения – более приземленные, в основном бедрами.Одноименный ритм.
Bedleh (бедлех) - ( араб.- платье,костюм) - название классического костюма для танца живота , обычно стиля кабаре.
Buzouk (бузуки) - греческая лютня, с более удлиненным грифом.
Bourka (борка) - повязка, сделаная из вязаной ткани и покрывающая нижнюю часть лица, часто используется для фольклорных танцев ( Александрии).
С
Chifttetelli (чифтетелли) - греческий и турецкий стиль танца, в котором движения приходятся на нижнюю часть корпуса .Также это одноименный ритм.
D
Dabke (дабка) - груповой мужской и женский фольклорный танец, исполняемый синхронно.Часто используется в Ливане, Сирии и Ираке. Одноименный ритм.
Dance du ventre (данс де винтре) - французкое название танца живота.
Daraba (дарада)- марокканский ритм.
Darbouka (дарбука) - турецкий и арабский барабан, сделанный из кожи.
Darj (дарж) - иранский ритм ( счет 6/8).
Dohhola (дохол) - египетский огромный барабан.
Duhhoul (духол) - в переводе с арабского- "выход”, слово, используемое танцовщицами как межансе.
Dom (дум) - низкий базовый звук барабана.
E
Eskandereya (эскандари) - фольклорный танец из Северной части Египта, г. Александрия. Флиртовой и игривый танец с использованием короткого платья и мелаи (черного платка), в который танцовщица заворачивается.
F
Fellaha (феллаха) - египетская крестьянка.
Fellahi (феллахи) - египетский вид танца, где используются быстрые движения бедрами.Танцуют этот вид танца в длнных ярких платьях с пампонами, иногда с кувшинами.
Fustan (фустан) - (пер. с араб.) – " платье”.
G
Galabiya (галабея) - длинное платье с вышивкой свободного покроя,используется арабскими женщинами для намаза.
Guedra (гуэрда) - ритуальный молебенный танец, исполняемый берберами.
Ghawazee (гавази) - стиль танца цыганского племени в Египте c использованием цимбалов.
Н
Hafla (хафла) - (пер. с араб.) – вечеринка, где обычно собираются танцовщицы,иногда певцы.В более широких кругах – это фестивали.
Haggala (хаггала) - энeргичный фольклорный танец бедуинов Западной пустыни. Характерен подскоками. Используется ритм – хаггала. Широко распространен в Египтe.
Henna (хенна) - декоративная татуировка на руках (иногда на лице), сделанная из хны, используемая арабскими женщинами на праздниказ и свадьбах.
К
Karsilama (карсилама) - турецкий фольклорный групповой танец с использованием ритма на счет 9/8. Также название одноименного ритма.
Kawala (каваль) - арабская флейта, издающая глухой высокий звук. Ранее использовалась пастухами.
Khaliji (халиджи) - групповой народный танец стран Персидского залива, движения которого включают в себя тряску плечами , хлопки в различных ритмах и махи волосами.Одноименный ритм. Традиционная одежда - Fustan Khaliji.
М
Maya (майя) - танцевальное движение, когда бедра двигаются вертикально вниз по траектории восьмерки.
Макам (макам) - (пер. с араб. - место, положение) - один из основных принципов музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае определенный тип мелодического и метроритмического развертывания композиции. Имеет значения: лад, жанр, иногда - название произведения. Распространен в иранской и турецкой музыке.
Mawal (маваль) - сольное исполнение партии без ритма,где певец растевает произвольно мелодию.
Mazhar (мазхар) - арабский ударный инструмент, по величине больше чем табла, на деревянной основе которого расположен ряд цимбалов. Часто барабанщик следует за танцовщицей, держа в руках мазхар.
Mervlana (мервлана) - турецкий исполнитель трансового танца, в котором мужчина одетый в юбку ( дервиш ) , крутится не переставая.
Melaya el’Laf (мелая) - черная накидка, используемая в египетском фольклорном танце Александрия.
Mizmar (мизмар) - арaбская дудка, сделанная из 3 различных частей дерева. Обычно на ней аккомпанируют танцовщицам в Египте на свадьбах, а также в Ливане в танца дабка.
Mutreb (мутреб) - (пер. с араб.) - певец.
N
Nawari (навари) - ливанский вид барабанного ритма.
Nay (най) - вид флейты.
Nubian ( нубия) - вид группового фольклорного танца с границы Египта с Суданом.Танцуют в длинных белых или богато расшитых кафтанах.
О
Oriental (ориенталь) - английское название "Восточный танец”- классический вид танца, где особенно используются руки, классические повороты.
Oud (удд) - вид арабской лютни, сделаный из дерева, имеет шесть двойных струн. Ранее бедуины аккомпанировали с помощью оуда певцам поэм, сейчас оуд является неотъемлемой частью оркестра, особенно для танцовщицы при исполнении такасим.
Q
Qanoon (канун) - арабский струнный музыкальный инструмент, очень похожий на гусли.Выполнен в виде плоской деревянной дощечки. Исполнитель держит его на коленях.
R
Rababa (ребаб) - струнный музыкальный инструмент с двумя струнами, при игре держится верикально . Встречается в Верхней части Египта или Марокко.
Raqs (ракс) - ( пер. с араб.- вид танца)- обычно сопровождается принадлежащим стилем , Raqs Al Assaya (ракс аль асайя), Raqs al Shamadan(ракс аль шамадан), Raqs Sharki (ракс шарки), Raqs el Beledi (ракс эль беледи).
Raqs Sharki (ракс шарки) - арабское название восточнного танца. Обычно используют в Ливане, Сирии, Египте.
Raqqasa (ракасса) - танцовщица Ракс шарки.
Riq (или Reh ) (риг) - вид небольшого тамбурина с цимбалами. Иногда используют, как основу ритма для маваля.
S
Saggat (сагаты) - (пер. с араб.)- две пары небольших тарелочек ,одеваемых на большие и средние пальцы.Танцовщица издает различные ритмы во время танца. Чаще используют в египетских видах танца.
Saidi (саиди) - вид танца верхней части Египта. Традиционно исполнялся мужчинами с палками, изображая борьбу . Используется ритм саиди.
Saudi (сауди) - название , связанное с регионом Саудовской Аравии. Ритм сауди.
Shikhat (шикхат) - популярный в Марокко вид танца. Изначально существовал как свадебный танец, где невесту обучали движениям бедрами , грудью для первой брачной ночи. Теперь этот танец исполняется повсеместно, как семейный.
Shaabi (шааби) - стиль современного "уличного” египетского танца. Обычно игривый и шуточный. В нем используется много мимики и жестов. Стиль шaaби исполнялся певцами Ahmad Adawiya (Ахмад Адавия), Hassan el Asmar (Хассан эль Асмар), Shabaan Abderahim (Шабан Абдерахим).
Shamadaan (шамадан) - название канделябра, одеваемого на голову танцовщицы.Традиционно исполнялся на свадьбах, где танцовщица с шамаданом на голове и цимбалами, вела молодоженов к трону а затем исполняля сольный танец. Обычно популярен в Египте.
Т
Tabl (табл) - огромный барабан, одеваемый на одно плечо. Для игры используют две палочки.Барабан используется в фольклорных танцах Ливана,Сирии и Иордании, в основном как элемент дабки.
Tak (тек) - высокий звук дарбуки.
Tahteeb (тахтеб) - палка с прямым концом, используемая мужчинами в танце саиди.
Tanoora (танура) - (пер. с араб.)- юбка. Или египетское название дервиша.
Taqseem (такасим) - импровизация танцовщицы в медленной части мелодии, как правило в середине танца. Обычно используется один инструмент для исполнения такасим: оуд, най , канун или скрипка.
Toura (тура) - большие цимбалы , используемые музыкантом в оркестре.
Tribal (трайбл) - групповой танец , дошедший до нас из Северной Америки. Имеет смешанный стиль. Движения скованные, медленные с меланхоличным оттенком. В костюмах используются широкие юбки ,тюрбаны на голове. Музыка обычно имеет смешаный стиль ( африканский, восточный , индийский). Часто используются аксесуары: цимбалы, мечи.
W
Wahda el kbeera (уахда эль кбера) - ритм 8/4 , акцентируется на одном ДУМ. Используется как основа при исполнении маваля.
Z
Zaafen (заффен) - групповой фольклорный танец из Йемена, исполняемый на свадьбах и праздниках. Когда танцуется мужчинами, включает в себя очень бойкие степы и напоминает дабку, но содержит атлетические приседы.
Zaar (зар) - трансовый вид восточного танца , исполнемый женщинами в Египте. Характерные движения - продолжительные махи волосами, круги верхней частью корпуса. Иногда используют бахор для запаха. Считается танцем для изгнания злых духов, сопровождаются кличем.
Zaffa (заффа) - (пер. с араб. - хлопать) – свадебная процессия в Египте , Ливане , Сирии. Музыканты и танцоры ведут невесту и жениха к небольшой украшенной сцене под аккомпанимент барабанов , мизмара, труб с характерны ритмом – эаффа. После этого танцовщица исполняет сольный танец с использованием сагат. Одноименный ритм.